Распашные ворота

Секционные ворота

Откатные ворота

Промышленные ворота (ангарные ворота)

Рулоные ворота

Скоростные ворота

 

Выбор автоматических гаражных ворот.

Осознание того, что красивые и удобные современные гаражные ворота - не роскошь, а суровая необходимость, наступает, как правило, внезапно, в тот момент, когда хозяин пытается совладать с проржавевшим замком во время очередного погодного катаклизма. Лучше, тем не менее, не ждать милостей от природы и не надеяться на чудо, а позаботиться об обустройстве своего гаража заранее.

Секционные гаражные воротаАвтоматические гаражные воротаПромышленные гаражные ворота

В последние десятилетия в Европе, а теперь и в России получили широкое распространение автоматические гаражные ворота (их еще называют дистанционно управляемыми). Такие устройства чрезвычайно удобны для владельца гаража, поскольку открываются и закрываются нажатием кнопки на пульте управления. Нет нужды выходить из машины, чтобы открыть или закрыть ворота.

Но не все автоматические конструкции одинаково хорошо справляются со своими обязанностями. Существует много различных типов таких устройств. Одни отличаются надежностью и долговечностью, другие - удобством эксплуатации, третьи - простотой и дешевизной. О конструктивных особенностях наиболее популярных типов автоматических ворот мы и собираемся рассказать.

Автоматические ворота подразделяются по способу открывания, конструкции полотна, а также типу привода, заставляющего створки двигаться. По способу (направлению) открывания они делятся на распашные, откатные (с верхним и нижним расположением опорной балки, секционные), подъемные (подъемно-секционные, подъемно-поворотные, подъемно-вертикальные, рулонные роллетные) и складывающиеся. Распашные ворота делаются двустворчатыми. В откатных полотно сдвигается вбок, в подъемных, соответственно, вверх, а в складывающихся - сдвигается "гармошкой" в одну или обе стороны.

По конструкции полотна гаражные ворота могут быть щитовыми, секционными и рулонными (роллетными). Щит представляет собой жесткий каркас, обшитый металлическими листами. Секционное полотно состоит из нескольких панельных элементов (секций), подвижно соединенных между собой и имеющих возможность перемещения по направляющим в момент открывания или закрывания ворот. Рулонное роллетное полотно состоит из малогабаритных планочных деталей (роллет, ламелей), подвижно соединенных друг с другом и имеющих возможность наматываться (разматываться) на барабан при открывании (закрывании).

Также гаражные ворота разделяются на утепленные и неутепленные, глухие и остекленные, с дверью и без нее. Кроме того, распашные и складывающиеся модели различаются по типу открывания - наружу или внутрь помещения. При этом все распашные, откатные и складывающиеся ворота могут быть как левого или правого, так и симметричного открывания

Что касается типа привода, то в быту в основном используется электромеханический. В этом случае двигатель через редуктор передает усилие на рабочий механизм открывания, который, в свою очередь, может представлять собой прямой или изогнутый рычаг, цепной механизм с кронштейнами, лебедку с тросом. Тип и конструкция механизма зависят от способа открывания створок и от собственных разработок производителей приводов. Электромеханический привод отличается компактностью и удобством в эксплуатации. Другой тип привода, гидравлический, применяется в основном в массивных промышленных воротах и шлагбаумах (рассматривать его мы не будем).

В быту гаражи обычно оснащаются распашными, подъемно-секционными (их чаще называют просто секционными), подъемно-поворотными и рулонными воротами (другие типы используются либо в промышленности, либо для уличных въездов на территорию). У всех свои достоинства и недостатки, определяющие сферу их преимущественного применения.

Распашные ворота отличаются простотой конструкции. Теоретически в качестве полотна створки в них может использоваться любая жесткая рама (из стального или алюминиевого профиля), на которой закрепляются щиты из листового металла или панели с утеплителем. Легкость в изготовлении створок обеспечивает их низкую стоимость (такие конструкции дешевле устройств других типов). Кроме того, отсутствие подвижных соединений в монолитных створках гарантирует их прочность и долговечность. Наконец, распашные ворота иногда используются просто для поддержания имиджа или создания атмосферы старинной усадьбы (в этом случае створки могут быть художественно украшены). Но у распашных ворот есть и недостатки. Такая конструкция требует свободного пространства в зоне раскрытия створок. Если поставить машину слишком близко перед открываемым гаражом, существует риск ее поцарапать. Кроме того, для качественной работы распашных ворот площадку перед ними необходимо регулярно очищать ото льда и снега, иначе даже небольшие сугробы могут блокировать створки.

В подъемно-поворотных воротах щитовое полотно поднимается и укладывается под потолком с помощью шарнирно-рычажного механизма. Масса конструкции уравновешивается пружинами, установленными по бокам в защитных чехлах. Из-за отсутствия направляющих ворота открываются практически бесшумно. Кроме прочего, такие модели более безопасны. Цельная створка устойчивее к взлому, чем, скажем, полотно рулонных ворот. Ее можно плотно прижимать к раме, что улучшает герметичность конструкции. Но у подъемно-поворотных ворот тоже имеются недостатки. Массивный щит оказывает значительную нагрузку на шарнирно-рычажный механизм, что увеличивает скорость износа последнего. Ворота постепенно теряют герметичность, и это снижает их теплосберегающую способность. Поэтому, чтобы не увеличивать массу, такие конструкции делают неутепленными и предлагают их, главным образом, для холодных помещений. Помимо этого, при открывании или закрывании ворот полотно может случайно задеть машину, если, конечно, оставить ее в опасной близости к конструкции

Рулонные ворота очень похожи на оконные рольставни. Их "створка" собрана из узких (до 150 мм) профилированных горизонтальных полос (ламелей), шарнирно соединенных друг с другом в гибкое полотно. Оно наматывается на вал, закрепленный над проемом ворот. Такая конструкция обеспечивает хорошую маневренность: полотно поднимается строго вверх и никогда не заденет стоящую рядом машину. К тому же ворота легко открываются - даже после сильной метели, когда перед ними сугробы снега. Наконец, будучи установленными, они занимают в помещении совсем мало места. В отличие от складных, для них хватает "заплечиков" (это выступы по бокам проема, на которых монтируются детали несущей конструкции) величиной всего 10-15 см. и высоты притолоки 15-20 см

По маневренности рулонные ворота не уступают секционным, но хуже сберегают тепло из-за большого количества щелей между горизонтальными планками полотна. Кроме того, толщина рулона может драматически увеличиваться - за счет намерзания снега и льда. А это способно привести к заклиниванию барабана и вообще к поломкам подъемного механизма. Поэтому в условиях средних широт рулонные ворота лучше использовать для неотапливаемых гаражей или применять внутри теплых помещений. Хотя их явный плюс в том, что такие конструкции можно устанавливать и за, и внутри, и перед дверным проемом (даже в давно обжитом здании).

В подъемно-перекатных воротах ламельное полотно снабжено опорными роликами и, двигаясь по направляющим рельсам, целиком размещается над потолком (параллельно ему). Ламели здесь более массивны (толще и шире), чем в рулонных моделях, и это позволяет сократить количество щелей в полотне и улучшить его теплоизоляционные свойства.

Наиболее распространенный тип ворот на сегодня - секционные. Их полотно собирается из панелей (шириной 400-600 мм). Между собой панели соединяются специальными шарнирными петлями. При открывании секции поднимаются по направляющим, все полотно задвигается под потолок (вариант подъема полотна на всю высоту используется в основном в промышленных зданиях).

Какие требования предъявляют к гаражным воротам особенно часто? Прежде всего, безопасность конструкции. Согласно европейским стандартам безопасности EN 12604 и отечественному ГОСТ 31174-2003, конструкция должна исключать возможность нанесения травмы тяжелой створкой или защемления пальцев между подвижными элементами полотна. Это достигается путем оснащения ворот дополнительными системами безопасности, предохраняющими, например, массив полотна секционных или подъемно-перекатных механизмов от падения при обрыве троса. Конструкции всех типов должны иметь в своем составе устройства, ограничивающие перемещение их полотен в заданном (безопасном) диапазоне. Защита от защемления пальцев обеспечивается с помощью профиля специальной формы, при которой зазор между подвижными элементами не превышает 4 мм. Кроме того, автоматизированные ворота с электрическими механизмами запирания должны иметь запасные, дублирующие запирающие устройства, которые бы безотказно действовали как при поломке электропривода, так и при отсутствии электроэнергии (чтобы хозяевам не пришлось топтаться снаружи или, что хуже, сидеть внутри закрытого гаража).

Безопасность подразумевает и меры защиты от несанкционированного проникновения в гараж. По устойчивости к взлому ворота, конечно, не могут сравниться с дверью банковского сейфа. Поэтому большинство производителей деликатно обходят вопрос: "А сколько минут потребуется взломщику для вскрытия гаража?" Наибольшей прочностью отличаются модели с монолитной створкой - распашные и подъемно-поворотные.

Что касается вопроса теплозащиты, то ворота, утепленные пенополиуретаном, проявляют себя вполне достойно. Так, сэндвич-панели LPU 40 HÖRMANN (Германия) обеспечивают сопротивление теплопередаче, равное 2 м2• °С/Вт, а вся конструкция на их основе - порядка 1,05 м2• °С/Вт. Этот показатель выше, чем у многих окон-стеклопакетов. В воротах ALUMA SHIELD (США) полотна держат тепло почти как наши деревенские избы (Ro = 2,07-2,64 м2• °С/Вт), а модель ThermoPlus при толщине 76 мм. и Ro = 4,52 м2• °С/Вт сбережет тепло гаража так же надежно, как рефрижератор - мороз

Остановимся подробнее на конструкции секционных ворот. Их панельные элементы изготавливаются из так называемых сэндвич-панелей толщиной от 20 мм(вариант "холодных ворот") до 35-45 мм("теплые конструкции") и высотой 385, 500 и 610 мм. Использование панелей разной высоты упрощает процесс подбора полотна строго определенных размеров. Но, рассматривая различные комбинации, важно учитывать, что по высоте полотно должно быть немного больше проема - на 25-50 м. Это нужно для обеспечения плотного прилегания панели к верху проема. Вот, например, как выглядят варианты подбора панелей для ворот высотой 2000-2230 м. Обратите внимание, что, в зависимости от высоты проема, может существовать один или несколько вариантов комплектации полотна сэндвич-панелями или же не существовать вовсе. Поэтому при планировке гаража лучше заранее подобрать технологически наиболее правильную высоту проема

Наружный слой сэндвич-панели состоит из стального оцинкованного листа толщиной всего около 0,5 мм, реже - 0,7 и 1 мм(ALUMA SHIELD, NORMSTAHL, Германия). На его внешнюю сторону наносится полиэфирное покрытие широкого диапазона цветов. Внутри панель заполнена пенополиуретаном высокой плотности, который служит для сбережения тепла в помещении гаража (тепловое сопротивление панели эквивалентно кирпичной кладке толщиной 1-1,5 кирпича). От конструкции панелей во многом зависят теплосберегающие способности всей конструкции. Так, компания DOORHAN (Россия) предлагает сэндвич-панели, наружная и внутренняя поверхность которых представляет собой два стальных листа, изолированные друг от друга термовставкой. Благодаря этому здесь полностью исключен так называемый "мостик холода" - основная причина теплопотерь в металлических ограждающих конструкциях.

Стальная поверхность панелей может быть гладкой, окрашенной в различные цвета или рельефной, филенчатой, декорированной под дерево. Также в воротах могут устанавливаться так называемые панорамные панели с остеклением (герметичный двухкамерный стеклопакет). Секционные ворота позволяют закрыть гаражные проемы достаточно большой ширины - до 6-8 м. В высоту полотно может достигать 5-6 м. Запас более чем достаточен не только для легкового автомобиля, но даже для автобуса.

Конструкция сэндвич-панелей должна быть такой, чтобы полностью исключалось случайное защемление пальцев (особенно это важно там, где есть маленькие дети). Подобный безопасный профиль разработан и выпускается компаниями HÖRMANN, NORMSTAHL и DOORHAN. Также очень важна конструкция нижней кромки полотна, которая должна исключать примерзание ворот к полу. Для этого кромку выполняют из гибкой резины, хотя лучшим выходом из положения будет устройство пола с электроподогревом, а также аналогичной подъездной дорожки и защитного козырька над воротами.

Компенсация массы полотна секционных ворот производится с помощью специального механизма, состоящего из торсионной пружины в сборе с валом, барабаном и устройством защиты от обрыва пружины. Благодаря ему секционные ворота любых размеров открываются без больших усилий. Крутящий момент пружины подбирается так, чтобы при закрытых воротах щит самопроизвольно не поднимался, а при открытых - не опускался. Поэтому мощность электроприводов в гаражных воротах невелика - до 0,5 кВт. Редуктор электропривода соединяется с верхней частью полотна с помощью приводного зубчатого ремня, троса или цепи.

Взаимное расположение конструктивных узлов зависит от особенностей помещения гаража. Специалисты предлагают на выбор несколько схем возможной конструкции ворот: с вертикальной, наклонной или горизонтальной фиксацией поднятого полотна, высоким или низким расположением вала с торсионной пружиной и т. д. Такое разнообразие гарантирует, что, какой бы сложной ни была форма помещения, и для нее найдется своя схема ворот (только стоить она может на 10-30% дороже). Чаще всего применяется вариант с горизонтальным расположением поднятого полотна и размещением торсионного механизма над притолокой. Такая конструкция сравнительно недорога (около $ 200 за 1 кв.м. и подходит для большинства гаражей с небольшим запасом по высоте потолка и притолокой около 35-50 см

Большинство компаний предлагают на выбор несколько вариантов комплектации ворот. Это, во-первых, отечественные модели (собираемые в России с использованием отечественных комплектующих - сэндвич-панелей, металлического профиля, пружин и других деталей), затем модели, собранные в России из импортных деталей (частично или полностью), и, наконец, полностью зарубежные образцы. Последний вариант встречается редко, поскольку доставка в готовом виде резко увеличивает стоимость товара (в 3-4 раза). С другой стороны, качество изготовления таких ворот наивысшее. Что же касается конструкций отечественной сборки, то их качество во многом зависит от конкретного производителя, опыта его работы на российском рынке и объемов производства.

Сегодня на нашем рынке наиболее широко представлены автоматические ворота, изготовленные в России, но с применением импортных материалов и комплектующих узлов (сэндвич-панели, торсионные валы и пружины и т. д.). Среди производителей последних надо назвать HÖRMANN, NORMSTAHL, DITEC S.P.A., BREMET (Италия). Что касается электроприводов, то здесь популярна продукция итальянских фирм CAME, FAAC, NICE, DASPI, немецких BERNAL, MARANTEC, SOMFY, голландской FLEXIFORCE и американской CHAMBERLAIN GROUP (марка LiftMaster).

Сколько же стоят изготовление и установка ворот? Все зависит от особенностей конструкции, используемого материала и размеров перекрываемого пролета гаража. Как показывает практика, стоимость изготовления, доставки и монтажа изделия обычно составляет $ 1000 - 2000. На полотно расходуется около 60 % всей суммы.

Рулонные или подъемно-поворотные ворота обойдутся заказчику на 15-20% дешевле. Использование цветных или декорированных щитовых панелей (филенчатых или структурированных под дерево), наоборот, ведет к удорожанию секционных моделей примерно на 5%. Установка панели с панорамным остеклением выльется в дополнительные $ 150-200, а оборудование полотна складной дверью-калиткой увеличит стоимость ворот на $ 500-700.

Для удобства эксплуатации ворота оборудуются системой дистанционного управления, устройством механического открывания створок, окнами, калитками и автоматической системой безопасности, блокирующей полотно в случае внештатной ситуации. Все эти аксессуары могут входить в комплектацию ворот, но часто их приходится заказывать отдельно. При этом стоимость полностью укомплектованных ворот возрастает весьма заметно-до 50%.

Механизмы защиты отобрыва троса и пружины должны входить в комплектацию ворот в обязательном порядке (согласно ГОСТ 31174-2003). Использовать без них ворота запрещено и небезопасно. При возникновении неисправности полотно секционных гаражных ворот просто останавливается и замирает, но не падает. В качестве дополнительной опции могут монтироваться системы блокировки ворот с инфракрасными датчиками движения. Они действуют точно так же, как фотоэлементы в турникетах метро, правда, "с точностью до наоборот": если в зоне действия датчика появляется движущийся объект, ворота перестают опускаться. Системы блокировки особенно нужны там, где есть маленькие дети или животные. Стоимость - $ 20-30.

Другой вариант обеспечения безопасности - размещение пары фотоэлементов внутри полого резинового уплотнения нижней кромки полотна ворот. При столкновении с препятствием уплотнение деформируется и преграждает путь световому лучу, проходящему внутри его. Фотоэлемент подает сигнал на управляющее устройство, и привод выключается. Такая система удобна тем, что реагирует и на неподвижные предметы, случайно оставленные в зоне движения ворот (например, неправильно припаркованный автомобиль).

Планируя установку автоматических ворот в гараже, необходимо предусмотреть и возможность ручного открывания створок при отключении электроэнергии. Для этого ворота оснащаются дополнительным устройством, которое отсоединит тяги привода от полотна (поставляется за отдельную плату). При перебоях с электроснабжением пользу могут оказать приводы с подогревом (например, от SMILE GATE). Для удобства гаражи часто оснащаются дверцей-калиткой, которую ряд фирм предлагают установить и в полотне секционных ворот.

Специалисты единодушны во мнении, что изделия даже самого высокого качества могут испортиться при неграмотном и неаккуратном их монтаже. Поэтому на услугах профессиональных монтажников экономить нельзя. Проще всего обратиться к хорошо зарекомендовавшим себя мастерам, подсмотрев у кого-нибудь из друзей качественно установленные гаражные ворота. Однако если таких ворот "в зоне видимости" не наблюдается, лучше не рисковать и обратиться в крупную компанию, обладающую большим опытом работы и внушительным списком сданных объектов.

Технология монтажа зависит от конструкции и габаритных размеров ворот. Главная трудность заключается в необходимости точно выставить раму и направляющие, избегая при этом перекоса полотна. Особенно важна аккуратность при замерах проема.

К наиболее часто встречающимся ошибкам при монтаже автоматических ворот относится неправильное определение нулевой отметки пола. Как правило, вся конструкция устанавливается с учетом конечной внутренней отделки гаражного помещения. Поэтому если уровень пола был определен неправильно (завышен), потом может оказаться, что ворота не полностью закрывают проем, оставляя внизу щель шириной в несколько сантиметров. Одной только простой перенастройкой подъемного механизма такие дефекты исправить обычно не удается, порой приходится снимать ворота и устанавливать заново. Особенно капризны в этом отношении конструкции подъемно-поворотного типа, которые не переносят ни "заниженного", ни "завышенного" уровня пола.

Другой распространенной ошибкой является отведение слишком маленького пространства для размещения автоматических ворот. Часто хозяева задумываются о них уже после строительства гаража. Бывает также, что боковые заплечики оказываются слишком узкими, а притолока - слишком низкой, что усложняет и удорожает стоимость работ (в среднем на 10-30%). Поэтому, планируя помещение гаража, вы должны заранее заложить заплечики и притолоку достаточной величины (по бокам - 15-20 см сверху - 20-30 см), даже если не собираетесь устанавливать автоматические ворота сразу. Расходы увеличатся незначительно, зато в будущем вы избавите себя от лишних хлопот и материальных затрат.

По окончании монтажа надо обязательно снять с панелей защитную пленку. Потом ее будет удалить достаточно сложно, и этот "мелкий дефект" надолго останется мозолить вам глаза.

На чем можно сэкономить при обустройстве гаражных ворот? Некоторую сумму удастся сберечь еще на стадии проектирования гаража, спланировав ширину и высоту проема так, чтобы для его перекрытия потребовался минимум сэндвич-панелей (о заплечиках и притолоке мы уже говорили). Если денег в бюджете мало, а ворота нужны позарез, можно обойтись и устройством с ручным приводом, а автоматизацию отложить на потом (минус еще $ 200-300). Однако важно иметь в виду, что подбор привода должен осуществляться с учетом не только массы полотна и рабочего диапазона температур, но и частоты открывания - закрывания ворот. Маломощный двигатель в интенсивном режиме может не перенести той нагрузки, которую выдерживает при однократном включении.

Наконец, самые аккуратные и бережливые хозяева могут осуществить монтаж ворот самостоятельно - готовые комплекты предлагает компания DOORHAN. Серия ворот включает в себя 121 комплект секционных моделей для всех наиболее популярных проемов гаражей. Стоимость набора составляет € 450 (без электропривода)

При соблюдении всех правил монтажа автоматические ворота способны прослужить верой и правдой десятки лет.

В последние десятилетия в Европе, а теперь и в России получили широкое распространение автоматические гаражные ворота (их еще называют дистанционно управляемыми). Такие устройства чрезвычайно удобны для владельца гаража, поскольку открываются и закрываются нажатием кнопки на пульте управления. Нет нужды выходить из машины, чтобы открыть или закрыть ворота.Но не все автоматические конструкции одинаково хорошо справляются со своими обязанностями. Существует много различных типов таких устройств. Одни отличаются надежностью и долговечностью, другие - удобством эксплуатации, третьи - простотой и дешевизной. О конструктивных особенностях наиболее популярных типов автоматических ворот мы и собираемся рассказать. Автоматические ворота подразделяются по способу открывания, конструкции полотна, а также типу привода, заставляющего створки двигаться.

По способу (направлению) открывания они делятся на распашные, откатные (с верхним и нижним расположением опорной балки, секционные), подъемные (подъемно-секционные, подъемно-поворотные, подъемно-вертикальные, рулонные роллетные) и складывающиеся. Распашные ворота делаются двустворчатыми. В откатных полотно сдвигается вбок, в подъемных, соответственно, вверх, а в складывающихся - сдвигается "гармошкой" в одну или обе стороны. По конструкции полотна гаражные ворота могут быть щитовыми, секционными и рулонными (роллетными). Щит представляет собой жесткий каркас, обшитый металлическими листами. Секционное полотно состоит из нескольких панельных элементов (секций), подвижно соединенных между собой и имеющих возможность перемещения по направляющим в момент открывания или закрывания ворот. Рулонное роллетное полотно состоит из малогабаритных планочных деталей (роллет, ламелей), подвижно соединенных друг с другом и имеющих возможность наматываться (разматываться) на барабан при открывании (закрывании).

Также гаражные ворота разделяются на утепленные и неутепленные, глухие и остекленные, с дверью и без нее. Кроме того, распашные и складывающиеся модели различаются по типу открывания - наружу или внутрь помещения. При этом все распашные, откатные и складывающиеся ворота могут быть как левого или правого, так и симметричного открывания Что касается типа привода, то в быту в основном используется электромеханический. В этом случае двигатель через редуктор передает усилие на рабочий механизм открывания, который, в свою очередь, может представлять собой прямой или изогнутый рычаг, цепной механизм с кронштейнами, лебедку с тросом. Тип и конструкция механизма зависят от способа открывания створок и от собственных разработок производителей приводов.

Электромеханический привод отличается компактностью и удобством в эксплуатации. Другой тип привода, гидравлический, применяется в основном в массивных промышленных воротах и шлагбаумах (рассматривать его мы не будем). В быту гаражи обычно оснащаются распашными, подъемно-секционными (их чаще называют просто секционными), подъемно-поворотными и рулонными воротами (другие типы используются либо в промышленности, либо для уличных въездов на территорию). У всех свои достоинства и недостатки, определяющие сферу их преимущественного применения. Распашные ворота отличаются простотой конструкции. Теоретически в качестве полотна створки в них может использоваться любая жесткая рама (из стального или алюминиевого профиля), на которой закрепляются щиты из листового металла или панели с утеплителем. Легкость в изготовлении створок обеспечивает их низкую стоимость (такие конструкции дешевле устройств других типов). Кроме того, отсутствие подвижных соединений в монолитных створках гарантирует их прочность и долговечность. Наконец, распашные ворота иногда используются просто для поддержания имиджа или создания атмосферы старинной усадьбы (в этом случае створки могут быть художественно украшены). Но у распашных ворот есть и недостатки. Такая конструкция требует свободного пространства в зоне раскрытия створок. Если поставить машину слишком близко перед открываемым гаражом, существует риск ее поцарапать. Кроме того, для качественной работы распашных ворот площадку перед ними необходимо регулярно очищать ото льда и снега, иначе даже небольшие сугробы могут блокировать створки.

В подъемно-поворотных воротах щитовое полотно поднимается и укладывается под потолком с помощью шарнирно-рычажного механизма. Масса конструкции уравновешивается пружинами, установленными по бокам в защитных чехлах. Из-за отсутствия направляющих ворота открываются практически бесшумно. Кроме прочего, такие модели более безопасны. Цельная створка устойчивее к взлому, чем, скажем, полотно рулонных ворот. Ее можно плотно прижимать к раме, что улучшает герметичность конструкции. Но у подъемно-поворотных ворот тоже имеются недостатки. Массивный щит оказывает значительную нагрузку на шарнирно-рычажный механизм, что увеличивает скорость износа последнего. Ворота постепенно теряют герметичность, и это снижает их теплосберегающую способность. Поэтому, чтобы не увеличивать массу, такие конструкции делают неутепленными и предлагают их, главным образом, для холодных помещений. Помимо этого, при открывании или закрывании ворот полотно может случайно задеть машину, если, конечно, оставить ее в опасной близости к конструкции

Рулонные ворота очень похожи на оконные рольставни. Их "створка" собрана из узких (до 150 мм) профилированных горизонтальных полос (ламелей), шарнирно соединенных друг с другом в гибкое полотно. Оно наматывается на вал, закрепленный над проемом ворот. Такая конструкция обеспечивает хорошую маневренность: полотно поднимается строго вверх и никогда не заденет стоящую рядом машину. К тому же ворота легко открываются - даже после сильной метели, когда перед ними сугробы снега. Наконец, будучи установленными, они занимают в помещении совсем мало места. В отличие от складных, для них хватает "заплечиков" (это выступы по бокам проема, на которых монтируются детали несущей конструкции) величиной всего 10-15 см. и высоты притолоки 15-20 см По маневренности рулонные ворота не уступают секционным, но хуже сберегают тепло из-за большого количества щелей между горизонтальными планками полотна. Кроме того, толщина рулона может драматически увеличиваться - за счет намерзания снега и льда. А это способно привести к заклиниванию барабана и вообще к поломкам подъемного механизма. Поэтому в условиях средних широт рулонные ворота лучше использовать для неотапливаемых гаражей или применять внутри теплых помещений. Хотя их явный плюс в том, что такие конструкции можно устанавливать и за, и внутри, и перед дверным проемом (даже в давно обжитом здании).

В подъемно-перекатных воротах ламельное полотно снабжено опорными роликами и, двигаясь по направляющим рельсам, целиком размещается над потолком (параллельно ему). Ламели здесь более массивны (толще и шире), чем в рулонных моделях, и это позволяет сократить количество щелей в полотне и улучшить его теплоизоляционные свойства. Наиболее распространенный тип ворот на сегодня - секционные. Их полотно собирается из панелей (шириной 400-600 мм). Между собой панели соединяются специальными шарнирными петлями. При открывании секции поднимаются по направляющим, все полотно задвигается под потолок (вариант подъема полотна на всю высоту используется в основном в промышленных зданиях).

Какие требования предъявляют к гаражным воротам особенно часто? Прежде всего, безопасность конструкции. Согласно европейским стандартам безопасности EN 12604 и отечественному ГОСТ 31174-2003, конструкция должна исключать возможность нанесения травмы тяжелой створкой или защемления пальцев между подвижными элементами полотна. Это достигается путем оснащения ворот дополнительными системами безопасности, предохраняющими, например, массив полотна секционных или подъемно-перекатных механизмов от падения при обрыве троса. Конструкции всех типов должны иметь в своем составе устройства, ограничивающие перемещение их полотен в заданном (безопасном) диапазоне. Защита от защемления пальцев обеспечивается с помощью профиля специальной формы, при которой зазор между подвижными элементами не превышает 4 мм. Кроме того, автоматизированные ворота с электрическими механизмами запирания должны иметь запасные, дублирующие запирающие устройства, которые бы безотказно действовали как при поломке электропривода, так и при отсутствии электроэнергии (чтобы хозяевам не пришлось топтаться снаружи или, что хуже, сидеть внутри закрытого гаража). Безопасность подразумевает и меры защиты от несанкционированного проникновения в гараж. По устойчивости к взлому ворота, конечно, не могут сравниться с дверью банковского сейфа. Поэтому большинство производителей деликатно обходят вопрос: "А сколько минут потребуется взломщику для вскрытия гаража?" Наибольшей прочностью отличаются модели с монолитной створкой - распашные и подъемно-поворотные. Что касается вопроса теплозащиты, то ворота, утепленные пенополиуретаном, проявляют себя вполне достойно.

Так, сэндвич-панели LPU 40 HORMANN (Германия) обеспечивают сопротивление теплопередаче, равное 2 м2• °С/Вт, а вся конструкция на их основе - порядка 1,05 м2• °С/Вт. Этот показатель выше, чем у многих окон-стеклопакетов. В воротах ALUMA SHIELD (США) полотна держат тепло почти как наши деревенские избы (Ro = 2,07-2,64 м2• °С/Вт), а модель ThermoPlus при толщине 76 мм. и Ro = 4,52 м2• °С/Вт сбережет тепло гаража так же надежно, как рефрижератор - мороз Остановимся подробнее на конструкции секционных ворот. Их панельные элементы изготавливаются из так называемых сэндвич-панелей толщиной от 20 мм(вариант "холодных ворот") до 35-45 мм("теплые конструкции") и высотой 385, 500 и 610 мм. Использование панелей разной высоты упрощает процесс подбора полотна строго определенных размеров. Но, рассматривая различные комбинации, важно учитывать, что по высоте полотно должно быть немного больше проема - на 25-50 м. Это нужно для обеспечения плотного прилегания панели к верху проема.

 Обратите внимание, что, в зависимости от высоты проема, может существовать один или несколько вариантов комплектации полотна сэндвич-панелями или же не существовать вовсе. Поэтому при планировке гаража лучше заранее подобрать технологически наиболее правильную высоту проема Наружный слой сэндвич-панели состоит из стального оцинкованного листа толщиной всего около 0,5 мм, реже - 0,7 и 1 мм(ALUMA SHIELD, NORMSTAHL, Германия). На его внешнюю сторону наносится полиэфирное покрытие широкого диапазона цветов. Внутри панель заполнена пенополиуретаном высокой плотности, который служит для сбережения тепла в помещении гаража (тепловое сопротивление панели эквивалентно кирпичной кладке толщиной 1-1,5 кирпича).

От конструкции панелей во многом зависят теплосберегающие способности всей конструкции. Так, компания DOORHAN (Россия) предлагает сэндвич-панели, наружная и внутренняя поверхность которых представляет собой два стальных листа, изолированные друг от друга термовставкой. Благодаря этому здесь полностью исключен так называемый "мостик холода" - основная причина теплопотерь в металлических ограждающих конструкциях. Стальная поверхность панелей может быть гладкой, окрашенной в различные цвета или рельефной, филенчатой, декорированной под дерево. Также в воротах могут устанавливаться так называемые панорамные панели с остеклением (герметичный двухкамерный стеклопакет). Секционные ворота позволяют закрыть гаражные проемы достаточно большой ширины - до 6-8 м. В высоту полотно может достигать 5-6 м. Запас более чем достаточен не только для легкового автомобиля, но даже для автобуса. Конструкция сэндвич-панелей должна быть такой, чтобы полностью исключалось случайное защемление пальцев (особенно это важно там, где есть маленькие дети). Подобный безопасный профиль разработан и выпускается компаниями HORMANN, NORMSTAHL и DOORHAN. Также очень важна конструкция нижней кромки полотна, которая должна исключать примерзание ворот к полу. Для этого кромку выполняют из гибкой резины, хотя лучшим выходом из положения будет устройство пола с электроподогревом, а также аналогичной подъездной дорожки и защитного козырька над воротами.

Компенсация массы полотна секционных ворот производится с помощью специального механизма, состоящего из торсионной пружины в сборе с валом, барабаном и устройством защиты от обрыва пружины. Благодаря ему секционные ворота любых размеров открываются без больших усилий. Крутящий момент пружины подбирается так, чтобы при закрытых воротах щит самопроизвольно не поднимался, а при открытых - не опускался. Поэтому мощность электроприводов в гаражных воротах невелика - до 0,5 кВт. Редуктор электропривода соединяется с верхней частью полотна с помощью приводного зубчатого ремня, троса или цепи. Взаимное расположение конструктивных узлов зависит от особенностей помещения гаража.

Специалисты предлагают на выбор несколько схем возможной конструкции ворот: с вертикальной, наклонной или горизонтальной фиксацией поднятого полотна, высоким или низким расположением вала с торсионной пружиной и т. д. Такое разнообразие гарантирует, что, какой бы сложной ни была форма помещения, и для нее найдется своя схема ворот (только стоить она может на 10-30% дороже). Чаще всего применяется вариант с горизонтальным расположением поднятого полотна и размещением торсионного механизма над притолокой. Такая конструкция сравнительно недорога (около $ 200 за 1 кв.м. и подходит для большинства гаражей с небольшим запасом по высоте потолка и притолокой около 35-50 см Большинство компаний предлагают на выбор несколько вариантов комплектации ворот. Это, во-первых, отечественные модели (собираемые в России с использованием отечественных комплектующих - сэндвич-панелей, металлического профиля, пружин и других деталей), затем модели, собранные в России из импортных деталей (частично или полностью), и, наконец, полностью зарубежные образцы. Последний вариант встречается редко, поскольку доставка в готовом виде резко увеличивает стоимость товара (в 3-4 раза). С другой стороны, качество изготовления таких ворот наивысшее. Что же касается конструкций отечественной сборки, то их качество во многом зависит от конкретного производителя, опыта его работы на российском рынке и объемов производства.

Сегодня на нашем рынке наиболее широко представлены автоматические ворота, изготовленные в России, но с применением импортных материалов и комплектующих узлов (сэндвич-панели, торсионные валы и пружины и т. д.). Среди производителей последних надо назвать HORMANN, NORMSTAHL, DITEC S.P.A., BREMET (Италия). Что касается электроприводов, то здесь популярна продукция итальянских фирм CAME, FAAC, NICE, DASPI, немецких BERNAL, MARANTEC, SOMFY, голландской FLEXIFORCE и американской CHAMBERLAIN GROUP (марка LiftMaster).

Сколько же стоят изготовление и установка ворот? Все зависит от особенностей конструкции, используемого материала и размеров перекрываемого пролета гаража. Как показывает практика, стоимость изготовления, доставки и монтажа изделия обычно составляет $ 1000 - 2000. На полотно расходуется около 60 % всей суммы. Рулонные или подъемно-поворотные ворота обойдутся заказчику на 15-20% дешевле. Использование цветных или декорированных щитовых панелей (филенчатых или структурированных под дерево), наоборот, ведет к удорожанию секционных моделей примерно на 5%. Установка панели с панорамным остеклением выльется в дополнительные $ 150-200, а оборудование полотна складной дверью-калиткой увеличит стоимость ворот на $ 500-700.

Для удобства эксплуатации ворота оборудуются системой дистанционного управления, устройством механического открывания створок, окнами, калитками и автоматической системой безопасности, блокирующей полотно в случае внештатной ситуации. Все эти аксессуары могут входить в комплектацию ворот, но часто их приходится заказывать отдельно. При этом стоимость полностью укомплектованных ворот возрастает весьма заметно-до 50%. Механизмы защиты отобрыва троса и пружины должны входить в комплектацию ворот в обязательном порядке (согласно ГОСТ 31174-2003). Использовать без них ворота запрещено и небезопасно. При возникновении неисправности полотно секционных гаражных ворот просто останавливается и замирает, но не падает. В качестве дополнительной опции могут монтироваться системы блокировки ворот с инфракрасными датчиками движения. Они действуют точно так же, как фотоэлементы в турникетах метро, правда, "с точностью до наоборот": если в зоне действия датчика появляется движущийся объект, ворота перестают опускаться. Системы блокировки особенно нужны там, где есть маленькие дети или животные. Стоимость - $ 20-30.

Другой вариант обеспечения безопасности - размещение пары фотоэлементов внутри полого резинового уплотнения нижней кромки полотна ворот. При столкновении с препятствием уплотнение деформируется и преграждает путь световому лучу, проходящему внутри его. Фотоэлемент подает сигнал на управляющее устройство, и привод выключается. Такая система удобна тем, что реагирует и на неподвижные предметы, случайно оставленные в зоне движения ворот (например, неправильно припаркованный автомобиль). Планируя установку автоматических ворот в гараже, необходимо предусмотреть и возможность ручного открывания створок при отключении электроэнергии. Для этого ворота оснащаются дополнительным устройством, которое отсоединит тяги привода от полотна (поставляется за отдельную плату). При перебоях с электроснабжением пользу могут оказать приводы с подогревом (например, от SMILE GATE).

Для удобства гаражи часто оснащаются дверцей-калиткой, которую ряд фирм предлагают установить и в полотне секционных ворот.

Специалисты единодушны во мнении, что изделия даже самого высокого качества могут испортиться при неграмотном и неаккуратном их монтаже. Поэтому на услугах профессиональных монтажников экономить нельзя. Проще всего обратиться к хорошо зарекомендовавшим себя мастерам, подсмотрев у кого-нибудь из друзей качественно установленные гаражные ворота. Однако если таких ворот "в зоне видимости" не наблюдается, лучше не рисковать и обратиться в крупную компанию, обладающую большим опытом работы и внушительным списком сданных объектов.

Технология монтажа зависит от конструкции и габаритных размеров ворот. Главная трудность заключается в необходимости точно выставить раму и направляющие, избегая при этом перекоса полотна. Особенно важна аккуратность при замерах проема. К наиболее часто встречающимся ошибкам при монтаже автоматических ворот относится неправильное определение нулевой отметки пола. Как правило, вся конструкция устанавливается с учетом конечной внутренней отделки гаражного помещения. Поэтому если уровень пола был определен неправильно (завышен), потом может оказаться, что ворота не полностью закрывают проем, оставляя внизу щель шириной в несколько сантиметров. Одной только простой перенастройкой подъемного механизма такие дефекты исправить обычно не удается, порой приходится снимать ворота и устанавливать заново. Особенно капризны в этом отношении конструкции подъемно-поворотного типа, которые не переносят ни "заниженного", ни "завышенного" уровня пола. Другой распространенной ошибкой является отведение слишком маленького пространства для размещения автоматических ворот. Часто хозяева задумываются о них уже после строительства гаража. Бывает также, что боковые заплечики оказываются слишком узкими, а притолока - слишком низкой, что усложняет и удорожает стоимость работ (в среднем на 10-30%). Поэтому, планируя помещение гаража, вы должны заранее заложить заплечики и притолоку достаточной величины (по бокам - 15-20 см сверху - 20-30 см), даже если не собираетесь устанавливать автоматические ворота сразу. Расходы увеличатся незначительно, зато в будущем вы избавите себя от лишних хлопот и материальных затрат. По окончании монтажа надо обязательно снять с панелей защитную пленку. Потом ее будет удалить достаточно сложно, и этот "мелкий дефект" надолго останется мозолить вам глаза.

На чем можно сэкономить при обустройстве гаражных ворот? Некоторую сумму удастся сберечь еще на стадии проектирования гаража, спланировав ширину и высоту проема так, чтобы для его перекрытия потребовался минимум сэндвич-панелей (о заплечиках и притолоке мы уже говорили). Если денег в бюджете мало, а ворота нужны позарез, можно обойтись и устройством с ручным приводом, а автоматизацию отложить на потом (минус еще $ 200-300). Однако важно иметь в виду, что подбор привода должен осуществляться с учетом не только массы полотна и рабочего диапазона температур, но и частоты открывания - закрывания ворот. Маломощный двигатель в интенсивном режиме может не перенести той нагрузки, которую выдерживает при однократном включении. Наконец, самые аккуратные и бережливые хозяева могут осуществить монтаж ворот самостоятельно - готовые комплекты предлагает компания DOORHAN. Серия ворот включает в себя 121 комплект секционных моделей для всех наиболее популярных проемов гаражей. Стоимость набора составляет € 350 (без электропривода)

При соблюдении всех правил монтажа автоматические ворота способны прослужить верой и правдой десятки лет

|   "Спецтехмонтаж" © 2007  |   www.stmv.ru   |   info@stmv.ru   |   Rambler's Top100