Распашные ворота

Секционные ворота

Откатные ворота

Промышленные ворота (ангарные ворота)

Рулоные ворота

Скоростные ворота

 

Статьи -> Сказание о воротах

Человечество с незапамятных времен окружает свое жилище забором. А чтобы затем проникать на огороженную территорию, строит в нем ворота. Сколько их разновидностей накопилось за все века существования земных цивилизаций!
Ворота храмов повергали верующих в религиозный трепет - возможно, напоминая о Райских Вратах; ворота феодальных крепостей содержали несколько степеней защиты; а тесовые ворота деревенских жителей говорили о том, что за ними живет состоятельная семья. Нередко ворота сами по себе наделялись людьми неким сакральным, магическим содержанием. Задолго до появления дворцов и храмов у многих народов мира священным местом служили два столба с перекладиной (или аркой) над ними. Вертикальные столбы - менгиры - назывались каменными бабами или исполинами, они служили не столько надгробием, сколько были объектами поклонения, воротами в другой мир. Священный столб у американских индейцев в их ритуальных действиях был как бы опорой Вселенной и символом каннибализма, знаком присутствия сверхъестественных сил. История помнит столбы Мелькарта у финикийцев, ворота Иштар и Мардука в Вавилоне, Золотые ворота Иерусалима, Триумфальные арки империй. Городские ворота являлись местами массовых сборищ и отправления ритуалов. В Москве сохранились названия Чертольских, Никитских, Покровских, Красных ворот. Около последних, например, во время встреч и проводов Масленицы всенародно поедалось несметное количество блинов...

А в целом и раньше, и сегодня конструкция, оформление ворот служило и служит своеобразной визитной карточкой их создателя и хозяина.

Австрийский дух романтизма.
Благородные потомки всегда будут вспоминать Австрию как страну, подарившую миру целую плеяду выдающихся композиторов-романтиков. Белоснежная арочная калитка, окруженная фейерверком ветвей, так и излучает дух музыки и романтизма. Это тот самый случай, когда ни убавить, ни добавить к представленному нечего - гармония самой природы светится в руках человека. Даже традиционный ящик для писем не уступает современным творениям электроники.

Львы-церберы.
Еще одна композиция, подтверждающая, что белый цвет нынче в моде. Снова львы на стойках ворот. Может, это символ Мюнхена или они призваны охранять владельца от недоброжелателей и назойливых посетителей? В пользу последнего свидетельствуют закрепленные на калитке часы: они лишний раз напомнят пришедшим, что время дорого!

Немецкая чистота.
Многие городские дворики не столь велики, чтобы сооружать к ним массивные широкие ворота. Как правило, гараж примыкает к тесной улочке, и машину загоняют в него через вертикальную, автоматически поднимающуюся створку. Калитка служит для прохода в дом через маленький дворик. Железные решетчатые дверцы как нельзя лучше служат этой цели. Небольшое пространство перед домом оформлено в типично немецком стиле: чисто и аккуратно.

Загадка птицеобезьян.
Главная беда унифицированного строительства - отсутствие индивидуальности. Помните героя фильма "Ирония судьбы...", перепутавшего город, микрорайон, дом, подъезд, квартиру только потому, что они как две капли воды походили друг на друга? Этого не случилось бы, имей жилище свое лицо. Таким лицом может стать парадный вход. Конечно, лучше всего обратиться к профессионалу-специалисту по оформлению. А уже он, исходя из ваших привычек и пристрастий, предложит вам лучшее решение.
Что можно сказать о человеке, проживающем за такими воротами? Прежде всего, он не лишен фантазии. Возможно, это научный сотрудник или технический служащий, исправно справляющийся со своими обязанностями и методично, шаг за шагом, преодолевающий ступеньки служебной лестницы. Во всяком случае, фигурки полуптиц-полуобезьян, спрятавшихся в замысловатом переплетении лиан, создают образ некоей загадочности, возможно, научно-бюрократического свойства... Впрочем, вполне вероятно здесь поселилась экзальтированная кокетка, любительница романов в письмах? Кто знает...

Сад у французских Альп.
Возделывать свой сад, наверное, мечтает каждый - в особенности на склоне лет. Живописность пейзажных садов подчиняет себе всю ближайшую к дому часть, придает ей новое назначение и новый характер. Архитектурное оформление входа в сад также приобретает минорное звучание, склоняясь в сторону естественности и подчинения природным формам. Скромная калитка неприметно прячется в тень, давая простор величественным Альпам. Природе не к лицу высокие заборы и торжественные въезды.

Обитель художника.
Не исключено, что обитатель этого дома - человек творческий. На это указывают посаженные в решетку палитра с красками и кистями, лира, набор перьев, циркуль, кузнечный и столярный инструмент, а инициалы "JR" позволяют предположить, что сама калитка - дело рук ее владельца. Мирно сидящие на столбиках львы подтверждают это допущение. Увидя такую калитку всего раз, ее не спутаешь уже ни с какой другой, и номер дома запоминать ни к чему.

Фрау с лилиями.
Про эту калитку осмелимся предположить, что за ней живет женщина, фрау средних лет или преклонного возраста. Лилии окаменели, амурчик застыл в неподвижной позе, взирая на пустое крыльцо, а ключи от молодости утеряны. Увы! Жизнь коротка, искусство вечно.

Воспоминания об арабах.
Железные кованые ворота с почерненными металлическими прутьями выдержаны в строгом стиле, а в арке просматривается арабское влияние: зубчатые прямоугольные выступы из красного кирпича по периметру колонн (подобное сочетание красных и белых полос напоминает арки мечети в Кордове). Привлекает контраст между выложенной белыми плитами и освещенной солнцем предфасадной мостовой и внутренней, заоградной тенистостью сада, подчеркнутой кустами розовых цветов. В целом арочная композиция гармонична и красива: точная симметрия, тонкость и прямизна вертикальных линий, отточенность узоров каменной и плиточной кладки...

Нетриумфальная арка.
В Европе скудость природных материалов уступает место вееру предложений современного строительного рынка. Но "технологичный" отнюдь не означает "экологически вредный": большинство изделий изготавливается из естественных компонентов - каменная плитка, стекло, бетон; а если применяется пластик, то его экологическая безопасность проверена многими экспериментами. Подобная арка из бетона вряд ли может быть изготовлена кустарным способом из глыбы камня, а если и может, то цена ее с лихвой перекроет затраты на весь участок. Белый палисад, легкие перила лестницы, ведущей на второй этаж, - все выглядит изящно и отделано в мелочах. Решетчатые металлические ворота составляют центральное ядро композиции. Арка нависает только над калиткой, в ней предусмотрено освещение и электронный замок с домофоном. Въезд в двустворчатые ворота вымощен фигурной плиткой и имеет заметный скат для воды в сторону от дома. Такое - без елочной мишуры - оформление можно назвать аристократическим, исполненным сдержанного достоинства и благородства.

Как за каменной стеной.
Выигрышный момент любого участка - удачное ландшафтное расположение. Неровность рельефа, реальные возвышения и спуски дают возможность подчеркнуть его своеобразие и привлекательность. В данном случае игра с вертикалью позволяет использовать поднимающуюся каменную стенку, на которой ступенями выстроены звенья ограды. Пространство между белой ажурной изгородью и каменным бордюром заполнено гроздьями красных цветов, что придает внешнему виду усадьбы особый шик. Не будем, однако, забывать, что Италия, хотя и северная, все же Италия - страна Средиземноморья, не знающая нашей зимы. Да и гористая местность встречается у нас далеко не везде. В общем, если вы живете на схожем склоне живописной горы и строите на ней подобный особняк, вам можно только позавидовать!

Жилище садовника.
Пример самой настоящей пейзажной архитектуры. Восток Франции, недалеко от Женевского озера. Сочетание деревянных двустворчатых ворот и конусообразных зеленых башен, выполненных из "живого" материала, выглядит очень гармонично. Впечатление усиливают светлые дорожки и темный фон здания из серого камня, с широкими нависающими карнизами из темного дерева. Близость человека к природе ощущается уже на этом малом клочке земли, хотя сам сад прячется где-то в глубине. Поддержание "живой геометрии" по силам лишь большому любителю и знатоку природы - быть может, садовнику или виноделу. Без ежедневного ухода царство растительного барокко быстро придет в запустение.

На родимой стороне.
В русских деревнях двустворчатые ворота - важный элемент ограды. Через них въезжали на подворье телеги с сеном, лесом, продуктами, пригонялся с выпаса скот. И хотя гужевой транспорт в нынешние времена уступает место "железному коню", традиции в русских деревнях сохраняются. Как и дом, ворота имеют свою крышу, засов с внутренней стороны, который нельзя открыть снаружи, а для частого прохода во двор служит калитка, составляющая единое целое со стенкой ворот. Дверь в дом располагается отдельно, что типично для русских зданий. В данном случае внешнее крыльцо отсутствует, но на самом деле его скрадывает забор; крыльцо прячется под шлемообразным куполом пристройки к дому внутри двора. По-видимому, забор был возведен позже дома. Фасадные ворота украшены орнаментом и резьбой, составляющими гармоничное сочетание с обликом и оформлением ранее построенного. Бревенчатые срубы оставляли некрашеными, тогда как декоративные элементы - наличники, ставни, дощатую облицовку, орнаментные украшения, теремную роспись, оградку - красили в яркие свежие цвета, что придавало жилищу праздничный нарядный вид. Глухие дощатые заборы на Руси - во многом следствие татарского завоевания и привнесенной татарской культуры.

Рай для туриста.
Тот же преобладающий белый цвет. На этот раз кладка кирпичная, с орнаментом по верху стены. Есть легкое деревянное плетение над входом, однако отсутствуют створки ворот. Перед входом по обе стороны - низкорослые пальмы, а окна плотно закрыты деревянными ставнями. Город Дахаб находится на юго-востоке Синайского полуострова, на берегу залива Акаба Красного моря. Население немногочисленное, всего несколько тысяч человек, преобладают туристы (надпись на стене дома несомненно принадлежит им). Связь с внешним миром - по морю. Спокойное умеренное течение жизни позволяет обходиться без запирающихся дверей. На спаде туристического сезона некоторые здания просто пустуют.

Египетское гостеприимство.
Классические древние ворота с перекрытием внушают не меньшее почтение, чем триумфальная арка какого-нибудь римского императора. Материалы - самые незамысловатые, про которые обычно говорят: были бы руки, а остальное приложится. И глинобитная арка, и дверца, выполненная из сучков каркаде, простояли здесь, похоже, не одно столетие. Всему виной засушливый климат: в наших условиях такую постройку за один сезон разрушили бы дожди, ветры, морозы... Есть в этой первобытной простоте некая непорочная прелесть детства - не зря все минувшие эпохи называют "золотым веком"!

К феллаху на огонек.
Мимолетного взгляда на фотографию достаточно, чтобы догадаться: вы находитесь в гостях не у немецкого бюргера, а у египетского феллаха. Все сделано исключительно функционально: плетеная тростниковая изгородь на глиняном бордюре не только обозначает границы участка, но и спасает от песчаных ветров, столь частых в этих местах, не дает выветриться или вымыться дождями тонкому плодоносному слою земли. Тень и покой можно найти в саду за изгородью. Такие же ограждения строили египтяне тысячи лет назад и будут, наверное, строить еще долго. Надо ли искать лучшее, если оно уже найдено и выверено тысячелетиями?

Простота со своим лицом.
Декор ограды, как видно, может быть весьма разнообразен, несмотря на общность используемого строительного материала. Никакой особой вычурности, изысканности - и вместе с тем строгое соблюдение стиля. В Дахабе вы не встретите двух одинаковых ворот, ограждений и построек. Лишнее подтверждение тому, что и простота может быть индивидуальной и неповторимой.

От "цементума" до цемента.
Еще одна ступенька цивилизации. Если бы не схваченные цементным раствором камни, этот забор можно было бы считать доисторическим! Что интересно: задолго до изобретения современного цемента древние каменщики умели строить прочные здания, испытывающие экстремальные нагрузки. Мастера так плотно подгоняли камни друг к другу, что между теми почти не оставалось зазора, а для их скрепления пользовались собранным на склонах вулканов особым песком, названным "цементум" (то есть - "связующий материал"), который после увлажнения приобретал скальную прочность. А употребляемый ныне цемент изобрел каменщик из Лидса Джозеф Эспидин в 1724 году.

Прогресс высвободил людям массу свободного времени: эта каменная кладка с цементным креплением и расшивкой долговечна, прочна, выполняется быстро, выглядит вполне современно, хотя и стилизована под старину. Главная проблема для тех, кто у нас в стране захочет повторить данный опыт, - камень. В средней России хорошего булыжника нет; впрочем, доступен известняк, который вполне подойдет для этой цели.

Настоящий юг.
Легкие полупрозрачные пластинчатые ворота (планки могут быть деревянными либо из пластика) - примета южных мест. Ветерок прогуливается между зелеными планками (зеленый - цвет мусульман), спасая от палящего зноя. Металл здесь раскалился бы до такой степени, что к нему невозможно было бы прикоснуться. Перекладина над воротами отсутствует, она лишняя, дожди здесь столь редки, что нет необходимости защищать ворота от осадков. Зато вдоль забора - глиняные колпачки с прорезями, они играют роль вентиляционных отверстий.

Если присмотреться, по обе стороны сетчатого полуовала ограды видна значительная толщина стен. Изнутри в них проделаны ниши для хранения продуктов, а те самые колпачки служат своеобразной отдушиной. Верх стены и башенки ворот во избежание перегрева под полуденным солнцем выбелены известкой; так же выкрашены и стены домов. Что касается гравийной насыпи с зеленой символикой у ворот, назначение ее нам не известно. Возможно, это культовое сооружение. Вспоминаются Золотые ворота Иерусалима, через которые должен был пройти грядущий Мессия. Захватившие их арабы устроили перед воротами свое кладбище, надеясь, что Он не сможет миновать землю мертвых. Иудейские мудрецы тогда долго гадали, как быть. Наконец, сошлись на том, что Мессия сам придумает, как Ему поступить.

Тысяча и одна ночь.
Жерди ворот имеют заостренные куполообразные верхушки. Анфилада из полукруглых арок, начатая воротным створом, уходит вглубь двора, за которой... О-о, что может быть лучше - погрузиться в восточную сказку, с неизменной трубкой кальяна в зубах, под томную музыку, в окружении сладострастных полуобнаженных танцовщиц из гарема?.. Впрочем, соответствует ли внутреннее содержание дома его наружной отделке, нам проверить не довелось.

по материалам журнала ivd.ru

|   "Спецтехмонтаж" © 2007  |   www.stmv.ru   |   info@stmv.ru   |   Rambler's Top100